Личность художника

Я не для того пришёл в мир, чтобы писать стихи, чтобы проповедовать, чтобы писать картины. Ни я, ни кто либо другой, не приходил в мир для этого. Всё получалось лишь попутно. Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к Самому Себе. Кем бы он под конец не стал – поэтом, безумцем или пророком, это не его дело и в конечном счете не важно. Его дело найти собственную, а не любую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Всё прочее – это половинчатость, это попытка улизнуть. Это уход назад – в идеалы толпы. Это приспособленчество и страх перед собственной сутью.

Герман Гессе
Каждому известно выражение «свободный художник», некоторые употребляют его по отношению к себе, но мало кто знает его изначальный смысл. Звание «Свободный художник» (или «неклассный») присваивалось в Царской России лицам, окончившим Академию Художеств с малой серебряной медалью. Тем же, кто оканчивал Академию с большой серебряной или золотой медалями, присваивали звание «классного художника». Кроме того звание свободного художника имели музыканты с высшим музыкальным образованием. Со временем этот термин получил широкое распространение и сейчас им с гордостью называют себя фрилансеры в различных областях деятельности, представители творческих профессий, а также люди просто без определённого вида занятий, но не желающие называться безработными. При этом акцент делается именно на слове «свободный», что предполагает человека свободного в своём времени, роде деятельности и не зависимого от внешних условий. Конечно, свобода притягательна, но вот только забывают многие, что она предполагает и ответственность. Как говорят в народе, кому много дано, с того и спросят.

Люди творческие всегда бросали вызов обществу своими оригинальными идеями, образом жизни, экстравагантным поведением. Художники, поэты и музыканты всегда были наилучшими инструментами в руках Высших сил, если Провидению нужно было встряхнуть общество, закостеневшее в своих неизменных традициях и правилах, вдохнуть в него жизнь и эмоции. Материальные же плоды творческого труда, будь то картины, книги, музыкальные произведения, определяли мировоззрение целых поколений, их духовную составляющую.

К сожалению, в современном обществе ситуация в корне изменилась. Из представителей элиты, из тех ярких индивидуальностей, которые задают тон, настроение, краски жизни, духовные и нравственные ориентиры, современные творческие работники превратились в глашатаев массовой культуры и своим образом жизни только доказывают это. Открытая пропаганда стиля жизни свободного художника, который вечно под кайфом и ведёт беспорядочную жизнь, в массовом порядке транслируется через телевидение и современную литературу и преподносится как эталон представителя культурного мира. Продукты же современного искусства, в большинстве своём, полностью соответствуют своим создателям. Яблоко от яблони не далеко падает.

Очень часто бывает, что с гордостью называя себя свободным, современный художник находится в рабстве. Он зависит от собственного эгоизма, тщеславия, от потребностей своего тела, которому часто хочется алкоголя и наркотиков. Доводы, что творческому человеку все эти «шалости» простительны, в силу особой чувствительности его психики, не имеют под собой никаких оснований. Спасаясь от своих комплексов в иллюзорном мире наркотического транса не желательно транслировать такое умонастроение в окружающий мир. Ведь счастья это не принесет ни самому человеку, ни его окружению.

Таким образом, в общественном сознании на сегодняшний день сложился устойчивый стереотип представления о художнике, и даже, если кто-то, занимаясь творчеством, ему не соответствует, окружающая среда будет воздействовать на человека, присваивая ему качества которыми он, быть может, и не обладает.

Художник, не пей спиртного и за всю свою жизнь не кури гашиш более пяти раз.

Сальвадор Дали

Важно понимать, что если человек отождествляется с какой-то ролью, чаще всего это бывает именно отождествление с деятельностью которой он занимается, то он попадает в ловушку, из которой бывает очень трудно выбраться. К примеру, нравится человеку рисовать. Если это ребёнок, то ещё куда ни шло, пускай тешится пока маленький. Ну а если взрослый? Такое баловство, как правило, не прощается. Где это видано, что бы взрослый человек бесполезными вещами занимался? Нужно деньги зарабатывать, семью кормить, а он малюет что-то в своё удовольствие. А, так ты художник? А где же твои картины, в каких выставках принимал участие? По чём нынче заказать портрет? Но это ещё не самое страшное. Ведь увидев перед собой художника, человек, как представитель общества, бессознательно воспринимает его через призму социальных стереотипов. А, художник, в общепринятом понимании, значит нищий, бухает, ну а без травки так вообще ни дня. Если молодой талант не отождествился с этой ролью, то его реакция будет в таких случаях вполне адекватная, он не поведётся на провокацию со стороны окружающего мира и отреагирует нормально, да и неудобных ситуаций такого рода, скорее всего возникать не будет. Если же отождествился, то ему придётся трудно. Как говориться, назвался груздем, полезай в кузов. Однако, не нужно забывать, что окружающий мир, лишь отражение нашего внутреннего мира. Внешние обстоятельства и люди присутствуют для того, чтобы научить нас чему то, повернуть лицом к своим страхам и комплексам. Процесс конечно болезненный, но при понимании этого механизма он может стать целительным процессом, что рано или поздно приведёт к раскрытию истинного творческого потенциала.

Отождествляясь с любым качеством и определением мы вступаем на путь отделения себя от божественного, погружаемся в иллюзию. Причем вариантов отождествления может быть сколько угодно. Мы отождествляем себя со своей национальностью, страной, городом, своей семьей, половой принадлежностью и т.д. и т.п. Однако, все эти роли - проявления единой реальности, и отождествляясь с какой-то из них, с частью, тем самым мы отделяем себя от целого, и этим ограничиваем свое проявление в мире лишь рамками выбранной, чаще навязанной извне, роли. Очень подробно и убедительно эту тему развивает Дэвид Айк: «Мы позволяем иллюзиям матрицы исказить наши ценности, восприятие и даже мечты. Если у вас появилась потребность стать успешным, то вы попали в матрицу. Если у вас есть потребность нравиться и быть уважаемым, то вы попали в матрицу. Если вы думаете что один, благодаря своим славе, статусу или деньгам является более успешным чем другой, то вы попали в матрицу… Привязанности приковывают нас к матрице. Привязанность к людям, статусу в обществе, расе, нации, религии, деньгам и самая большая из всех, привязанность к результату. Ни что иное не душит так свободу и мир как это».

В этом мире позволено и нужно быть многим, человек многомерен по своей сути и отождествление себя с какой-то одной ролью не есть путь развития. Не нужно понимать это как бесконечный поиск себя, и если что-то не получается, успокаивать себя мыслями – это не моё. Бывает что человек пробуют себя в различных сферах и отношениях, так и не определившись ни с работой ни с семьёй на протяжении всей жизни. Чаще всего такая позиция, просто не желание брать на себя ответственность. Мир действительно устроен так, что все, абсолютно все желания сбываются, если не в этой жизни, то в одной из следующих. Однако, в рамках конкретной жизни поставлены определённые задачи и определив их важно принять на себя ответственность за свой выбор и двигаться в направлении их реализации, не распыляясь на множество целей. Как гласит латинская пословица: "Nusquam est qui ubique est" – Кто везде, тот нигде.

Выработать в себе новые качества тяжело. Конечно, если вы, например, пятнадцать лет курили, и вдруг бросили, нужно понимать, что для окружающих, в их картине мира, нет вас без сигареты. Они все эти годы воспринимали вас курящим и новый образ вас для них не привычен. Как известно, один в поле не воин, и мыслеформы большого количества людей гораздо сильнее по своему воздействию чем мысль одного человека. Попробуйте в одиночку перепеть академический хор, и даже если вы профессиональный оперный певец, вас едва ли можно будет расслышать на фоне нескольких десятков слаженных голосов. В связи с этим возникает вопрос, неужели один человек настолько обусловлен внешним влиянием, что изменить что то самостоятельно, своими силами, невозможно? Ответ очень прост: своими - невозможно. В том случае, конечно, если под своими силами, понимать ресурсы своего ложного Эго, ведь оно само является продуктом своего окружения. Однако, лишь в случае когда мы обращаемся внутрь самих себя мы находим безграничный источник силы. Лишь при опоре на нечто большее, чем ложное Эго, человек может чего-то достичь по-настоящему. В случае, когда Эго развивается до состояния, когда оно становится хорошо отлаженным инструментом для души, личность обретает целостность.

Хорошо на эту тему сказал Илья Кормильцев в одном из своих последних интервью: «Личность создаётся не изнутри человека. Это было бы неким скатыванием к солипсизму. И не извне она создаётся, не обществом, не социумом. Личность это присутствие Аллаха в человеке, если совсем просто говорить. …То есть истоки личности трансцендентны. Она задана извне. И если она существует в человеке, и он выстраивает себя и свои внутренние поступки перед этим внутренним Оком, то ему никакое другое самоопределение не нужно. Зачем оно ему? Это всегда поклонение другому кому-то, кроме внутреннего Ока. Это всегда служба на двух господ, война на два фронта, погоны двух армий. Нет ничего, кроме твоего внутреннего стержня».

Душа, являясь центром личности, выстраивает вокруг себя более грубые оболочки, такие как тонкое и физическое тела. Именно она является причиной нашего появления на свет, бесконечным источником творчества. При отождествлении себя с грубыми телами, с физическим – «это моё тело», с тонким – «я художник (музыкант, поэт и т.д.)», мы сами закрываем себе доступ к самой сердцевине нашего существования. Такое мировоззрение продиктовано ложным Эго, это позиция отделения себя от всего сущего, восприятие себя как отдельного существа. В противоположность ему, позиция истинного Эго – восприятие своей жизни как роли, которую необходимо сыграть в этом воплощении.

Развивая своё истинное Эго и представляя свою личность достойно в этом материальном мире, не омрачая своё сознание одурманивающими веществами и не позволяя вписывать себя в рамки общепринятых стереотипов, тем самым мы занимаемся истинным творчеством – творчеством своей жизни. Если же параллельно мы пишем стихи или музыку, картины или книги, то это уже следствие, и продукты нашего материального творчества будут становиться всё лучше и совершенствоваться по мере развития личностных качеств.

В наше время очень легко скатиться в невежество, ведь такой образ жизни считается сейчас вполне нормальным, более того, активно внедряется в широкие массы средствами массовой информации. Если не пьёшь и не куришь, не ешь мясную пищу, то можешь вызвать у окружающих подозрения в своей нормальности и непонимание близких. Люди же творческие – это группа риска. В силу своей тонкой душевной организации они наиболее чувствительны и беззащитны перед низшими влияниями, и без опоры на собственный Дух, без высоких идеалов и веры, им тяжело достигнуть успеха. Однако, если не забывать про то, что трудности существуют лишь для того, чтобы развить нас, можно увидеть в сложившейся современной ситуации массу возможностей для работы над собой и творческого роста.

16 мая 2013, Оренбург