О критике

Во фразе: «Картины Пикассо – это мазня» - о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем – всё.

Жан Кокто
Творческие личности - натуры впечатлительные и очень чувствительны к критике. Бывает, что одно колкое слово в адрес художника, отрицательная оценка его творчества, может породить в нём сомнения и неуверенность. Психотерапевтам не понаслышке известны сотни случаев, когда лишь одно негативное замечание адресованное ребёнку, навсегда закрывало для него путь в мир искусства. Да и не нужно быть психологом, чтобы понять этот механизм. Любое творчество, это всегда проявление души, облечение в материальную форму самой сущности человека. И критика, бывает, что одно осуждающее слово, а иногда всего лишь взгляд, воспринимается как плевок в самую душу. Поэтому, переживается очень болезненно, и человек, желая защититься на будущее от повторения таких неприятных эпизодов, вытесняет свою любовь к творчеству из своего сознания, а её место занимает страх негативной оценки и порицания.

Однако бывает и так, что выбор жизни свободного художника основывается на травмирующем детском переживании и не соответствует призванию человека. Потребность в признании и одобрении, не получившая удовлетворения в раннем детстве, может определить всю его судьбу. Он становится поэтом, художником или музыкантом, выражая свой протест, но, не следуя своей истинной природе, и успеха на выбранном пути не добьётся. В таких случаях человек обычно очень уверен в отношении своего предназначения, может говорить о своей профессии как о миссии, главной цели в жизни. Занятиям, которыми он будет заниматься, будет придаваться большое значение, сам же он, отождествляясь с ними, будет крайне болезненно реагировать на критику.

Одно лишь критическое слово, может вызвать каскад негативных реакций в судьбе человека. Ван Гог известен многим, в первую очередь, по трагическому происшествию, результат которого запечатлён на некоторых его автопортретах, но мало кто знает, что подтолкнуло его к этому поступку. Конечно, причины случившегося с художником, известны лишь Богу, но существует версия, что толчком послужила ссора с Гогеном, который критически высказывался о его творчестве и всячески над ним подтрунивал.

Критика, является обратной стороной неуверенности человека в себе. Своим ожиданием критической реакции со стороны окружающего мира, по сути, сам человек её и создает. Если говорить непосредственно о художнике – как объекте критических замечаний, то причиной такого отношения к его творчеству будут являться убеждения самого художника, его вера в то, что он не достоин положительной оценки и одобрения. Он будет притягивать к себе людей, которые будут говорить именно то, что он ожидает услышать. Именно ожидает, на уровне же сознания, он конечно будет желать похвалы, но, подсознательные убеждения гораздо сильнее, и именно на их основе строится реальная жизнь.

Так или иначе, но как самим художникам, так и ценителям прекрасного, нужно стремиться к выработке адекватного отношения к критическим замечаниям, понимать их информационно-энергетическую составляющую и причины их порождающие.


На сегодняшний день любой, мало-мальски интересующийся эзотерикой, знает какой силой обладают мысли и убеждения. Многие из нас практикуют аутотренинг и визуализацию, проговаривают аффирмации для привлечения успеха в свои отношения и бизнес, занимаются планированием своей жизни. Однако, бывает и так, что, даже практикуя какие-то техники личностного роста и хорошо разбираясь в теоретических вопросах эзотерики, в реальной жизни мы о них забываем, и раскидываемся своими критическими замечаниями направо и налево без разбору, и не заботясь о последствиях. Не понимая при этом, что своим сарказмом, приносим страдание, как окружающим, так и самим себе. Почему же мы вновь и вновь так поступаем, не смотря на все знания и опыт, которыми обладаем?

Позиция критически настроенного человека продиктована убеждением в агрессивности окружающего мира, в необходимости обороняться. Критикуя – мы защищаемся, защищаясь – вызываем критическое отношение по отношению к себе. Этот порочный круг не имеет ни начала, ни конца, и причиной тому, наличие в наших умах ложных убеждений. В первую очередь это убеждение в отделённости всех людей друг от друга и от окружающего мира. Забывая о связи со всем существующим, своими убеждениями мы сами создаём свой мир. Выражая же недовольство по отношению к нему, мы не принимаем своё же творение, критикуем свою реализацию в нём. Поэтому, если мы хотим изменить свою жизнь и жизнь наших близких к лучшему, нам, в первую очередь, нужно начать с самих себя. Понять, что отрицая что-то в других, мы отказываемся и от какой-то части самих себя.

Определяющей эмоцией критического отношения является страх, в противовес любви, которая находится на противоположной части весов, и является источником доверия и принятия. Страх сковывает нас в естественном стремлении к познанию, в первую очередь познанию самих себя.

«Если мы в самой основе своего существа убеждены, что жизнь – это редкий и драгоценный дар, который нужно изучать, исследовать, холить и лелеять, то мир, с нашей точки зрения, прекрасное место, достойное изучения. Он изобилен и богат на переживания и возможности. Главное поверить, что мы здесь в безопасности. Это нечто большее, чем просто надеяться или желать, чтобы так оно и было. Мы должны принять собственную безопасность всеми фибрами своего существа».

Занимая открытую позицию и доверяя миру, без осуждения и оценок, мы способны получать знания буквально ото всюду. Это может быть фильм, или песня, случайно услышанная по радио, заметка в газете. Обращая внимание лишь на недостатки, выискивая ошибки и просчёты в любом источнике информации, мы закрываем себя для всего хорошего, что можно почерпнуть из него. Мир всегда открыт для диалога и готов делиться своими знаниями и мудростью ни чего не требуя взамен. Выбор за нами.

Хорошей иллюстрацией к этой теме будет притча про пчелу и муху:

Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Не знаю. А вот навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнёт по порядку перечислять все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», - то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» Муха на самом цветущем лугу найдёт нечистое место и сядет на него, а пчела в самом вонючем болоте отыщет цветок лотоса и соберёт с него нектар.

Так же и люди. Те, что похожи на мух, во всём видят лишь дурное, те же, что похожи на пчёл – хорошее. Муха, в любом человеке, не смотря на все его положительные качества и добродетели, увидит только дурное; пускай плохого и будет лишь малая толика, но именно оно и привлечёт её внимание. Человек же с мировоззрением пчелы, даже в самой дурной личности увидит прекрасное, в бездарности обнаружит талант.

Конечно, однозначно навешивать ярлыки на людей, - вот те все мухи, а этот вроде как немного пчела, - нельзя, так же как нельзя сказать о человеке в целом, хороший он или плохой. Во всех присутствуют обе позиции в разных соотношениях. Что действительно нужно делать, так это отслеживать, какое мировоззрение присутствует в самих нас. И если мы будем заботиться о своей пчеле, то всё больше будем сами пропитываться её качествами, тем самым и людей в нашу жизнь будем привлекать со схожим мировоззрением. Заметив же, что наши мысли всё больше становятся мыслями мухи, что в нас появилось желание спорить и критиковать, нужно позвать на помощь свою пчелу, пускай поищет мёд в тех, кто вызывают в нас негативное отношение.

Вопрос лишь в том, куда направлено внимание человека, и в том, куда его направить, каждый имеет свободный выбор. И если человек хочет развиваться, пусть даже и в узком смысле, как специалист в своей профессии, например, он должен открываться новому знанию и впускать его в свою жизнь с радостью и открытым сердцем.

В наш век высоких информационных технологий, когда выход в интернет есть почти в каждом доме, мы можем получить любую информационною помощь, ответы на самые сложные вопросы. Однако, не следует забывать о благодарности к источникам информации, ведь выражая искреннюю признательность тому или иному человеку, который является в каком-то вопросе учителем для нас, мы тем самым благодарим и силы, чьи интересы представляет этот человек в этом мире, и свой Дух, под чьим непосредственным водительством проходит всё наше развитие и обучение. Благодарность подразумевает в первую очередь позитивное эмоциональное отношение, как к самому источнику, так и к проводнику информации. Эмоции – это самое вкусное лакомство в мире тонких энергий. Выражая искреннюю благодарность и радость по отношению к полученным знаниям, мы делаем их частью своей жизни, взамен же отдаём часть своей энергетики, тем самым становясь полноценным участником здорового энергоинформационного обмена. При чём, не нужно это воспринимать как красивую метафору, это реальный процесс. Покупая информационный продукт, будь то книгу или диск, мы также выражаем благодарность источнику информации, ведь деньги - это материальный эквивалент энергии. Свободный интернет и несовершенное законодательство в сфере защиты авторских прав, искушают возможностью скачивать информацию абсолютно бесплатно и не заботясь о последствиях. Конечно, это замечательно, что так много знаний находится в открытом доступе. Возможности для самообразования безграничны. Но, если отделив зёрна от плевел и остановившись на каком-то конкретном авторе, ещё и купить его книгу в бумажном варианте, то этим можно углубить диалог с ним и открыть много такого, что раньше скрывалось между строк.

В своей книге по индийской астрологии, в главе о Юпитере, Рами Блект очень убедительно пишет о необходимости правильного отношения к источнику знаний: «Очень важно знать и помнить, что мы можем получить знания только тогда, когда мы внутренне смиренны. Такой настрой должен быть у нас в течение всей жизни, потому что Вселенная учит нас каждую секунду. Поэтому, даже когда вы изучаете иностранный язык или учитесь водить машину, желательно внутренне поклониться тому, кто вас учит, его энергии учителя». Юпитер – это Гуру, Учитель, самая благостная планета, дарующая знание и удачу. Однако все лучшие проявления этой планеты закрываются такими качествами как критика и скептицизм, неуважение к своим учителям.

В наше время широкое распространение получили различные тренинги и семинары, обучающие людей как достичь успеха в различных сферах жизни. Безусловно, что такое направление образования открывает безграничные возможности совершенствования для любого человека. На таких занятиях нередко можно встретить людей с позицией: «я заплатил - и вы мне должны». Приходят же они туда, либо с установкой на максимальный результат без достаточных усилий со своей стороны, либо, чтобы ещё больше утвердиться в своих убеждениях за счёт других людей. Такое отношение закрывает дорогу к знаниям. Это позиция агрессора, а насилие на тонком плане никогда не приветствуется. Поэтому, на время таких занятий лучше забыть про свои личные убеждения и установки, по возможности расчистить в своём мировоззрении пространство для новых знаний и отбросив критику, открыться новому. Если занимаешь смиренную позицию ученика, обеспечивается максимальное усвоение информации, новые знания становятся частью самого существа человека и реально способны изменить его жизнь к лучшему.

Бывает, что увлечёшься каким-то интересным предметом, областью знаний, или направлением в искусстве, а может, захочется освоить какую-то новую духовную практику. На начальном этапе появляется энтузиазм, вдохновение, становишься жадным до знания и как губка впитываешь всё новое. Через какое-то время изучения предмета приходит насыщение. Ты уже не дилетант, более-менее разбираешься в этой области, чувствуешь себя уверенно разговаривая на эту тему и можешь гордиться своими достижениями. Очень часто на этом этапе появляется искушение покритиковать своих учителей. Тот автор книги, или учитель, может быть руководитель семинара, который тебя вдохновил на познание этого предмета, год или два назад, вдруг теряет авторитет, корона меркнет. И вот, вчерашний ученик, уже ищет недостатки в учении и это у него хорошо получается, ведь он досконально разобрался в этом вопросе. В худшем случае поиск недостатков происходит в самой личности учителя. Это очень опасный момент в индивидуальной эволюции человека, так как такими действиями недавний ученик может очень быстро деградировать. И всё то, что он получил, может потерять.

В свою очередь у тех, кто является учителями, может быть похожая реакция по отношению к своим ученикам. И если процесс обучения не был бескорыстным, то в будущем будут претензии: «Я в него столько сил вложил, а он … нисколько благодарности». Такое отношение не редко бывает у родителей, когда вырастают дети. Не нужно привязываться к плодам своего творчества. Все мы в этом мире являемся одновременно и учениками и учителями. Однако, принятие именно позиции ученика, в каком бы положении с социальной точки зрения мы бы не находились, обеспечивает человеку эволюционный рост во всех сферах жизни. Истинное знание открывается лишь тому, кто находится в смиренном состоянии и с открытым сердцем и доверием к своим учителям, готов его принять.
Не выходя из дома, можно познать мир. Не глядя в окно, можно увидеть истинный смысл сущего. Научиться можно везде и у каждого, если хочешь и умеешь.

Лао – Цзы

Как же реагировать молодому таланту на критику?

То, что нельзя допускать откровенно бестактного критического отношения к собственному творчеству, это однозначно. Художник представляет в этом материальном мире конкретный эгрегор, тонкую энергоинформационную субстанцию чувствительную к внешним влияниям. Поэтому, нужно представлять свою музу достойно и при необходимости её защищать. И если художник допускает глумление над своими творениями, то этим он оскорбляет не только собственное достоинство, но и те энергии, которые проходят через него.­

Хорошей аналогией для понимания этого будут примеры из сферы межличностных отношений. Если кавалер не может защитить свою девушку от хулиганов, то она имеет все основания для того, что бы поискать себе более достойного спутника. Разве возможно чтобы любящая мать позволила оскорбления и унижения в адрес своего ребёнка? Неужели не бросится она на защиту своего чада? Этот врожденный инстинкт считается вполне нормальным и не противоречит общепринятым социальным нормам. В тоже время, если творческий человек чувствительно реагирует на критику в адрес своих творений, то это расценивается как проявление болезненного самолюбия.

Так или иначе, но если мы стали слышать слишком много критики в свой адрес, то это свидетельствует о том, что нужно обратить взор на самих себя. Недаром же говорят, что всякий заслуживает своего окружения. И если человек притягивает в свою жизнь людей, которые ему чем-то не нравятся, то стоит поискать причину внутри, ведь, как известно, подобное притягивает подобное. Возможно, мы слишком отождествились со своей деятельностью, и она имеет для нас слишком большое значение. В таком случае критика будет напоминанием о том, что занимаясь творчеством, мы лишь играем определённую роль, и не нужно делать из неё единственный смысл жизни. Либо мы стали слишком зависимы от оценок окружающих и творим, привязываясь к результату, в надежде, что наше творчество понравится и его оценят, жаждем славы и признания. Чаще же причиной является собственное критическое отношение к окружающим, язвительные замечания и сарказм в адрес других.

С другой стороны, позволяя неуважительное отношение к личному творчеству, сам художник, таким образом, демонстрирует собственную оценку своих творений. Очевидно, что в таких случаях, они не представляют для него никакой ценности, более того, они ему и самому не нравятся.

Не стоит забывать, что единственным, к чьему голосу нужно прислушиваться в первую очередь, это голос собственной совести. Каждый слышит этот голос, и он никогда не обманет. Бывает, что нашей душе не по вкусу наша деятельность, и мы это хорошо чувствуем, нам больно. Но, не желая следовать внутреннему зову и идя на поводу у своего Эго, мы заглушаем эту боль алкоголем, сигаретой, бывает, что и наркотиками. Мы чувствуем эту боль, когда берёмся за работу, которая по своей идее уже неприятна нашей душе и конфликтует с нашими принципами. Что уж и говорить о том, когда мы производим и продаём откровенный брак или вещи способствующие деградации.

Самую же сильную боль душе причиняют тщеславие и гордость, которые, возникают у человека, когда он приписывает авторство в своём творчестве исключительно самому себе. Забывая про то, что творчество, это в первую очередь деятельность самой души, забывая про многих учителей которых щедро посылала ему жизнь, и без чьей мудрости и помощи, он не стал бы тем, кем является сейчас.

Если же занимаясь творчеством, мы чувствуем прилив энергии и энтузиазм, вдохновение и радость от самого процесса деятельности, конечный продукт наших усилий, будь то хорошая картина, музыка, фильм или книга, произведение искусства в любой сфере, будет поднимать вибрации человека, обратит его к своему Духу, приобщит к прекрасному. А ведь это и есть величайшая цель искусства. Как сказал Р. Шуман: «Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника».

Что бы мы ни увидели и не услышали, наша истинная цель – это влиять на других людей, делиться с ними счастьем, а не попадать под их влияние, не давать им поделиться с нами сомнениями, критикой и злобой.

Рузов В.О
28 марта 2013, Оренбург