Как же реагировать молодому таланту на критику?
То, что нельзя допускать откровенно бестактного критического отношения к собственному творчеству, это однозначно. Художник представляет в этом материальном мире конкретный эгрегор, тонкую энергоинформационную субстанцию чувствительную к внешним влияниям. Поэтому, нужно представлять свою музу достойно и при необходимости её защищать. И если художник допускает глумление над своими творениями, то этим он оскорбляет не только собственное достоинство, но и те энергии, которые проходят через него.
Хорошей аналогией для понимания этого будут примеры из сферы межличностных отношений. Если кавалер не может защитить свою девушку от хулиганов, то она имеет все основания для того, что бы поискать себе более достойного спутника. Разве возможно чтобы любящая мать позволила оскорбления и унижения в адрес своего ребёнка? Неужели не бросится она на защиту своего чада? Этот врожденный инстинкт считается вполне нормальным и не противоречит общепринятым социальным нормам. В тоже время, если творческий человек чувствительно реагирует на критику в адрес своих творений, то это расценивается как проявление болезненного самолюбия.
Так или иначе, но если мы стали слышать слишком много критики в свой адрес, то это свидетельствует о том, что нужно обратить взор на самих себя. Недаром же говорят, что всякий заслуживает своего окружения. И если человек притягивает в свою жизнь людей, которые ему чем-то не нравятся, то стоит поискать причину внутри, ведь, как известно, подобное притягивает подобное. Возможно, мы слишком отождествились со своей деятельностью, и она имеет для нас слишком большое значение. В таком случае критика будет напоминанием о том, что занимаясь творчеством, мы лишь играем определённую роль, и не нужно делать из неё единственный смысл жизни. Либо мы стали слишком зависимы от оценок окружающих и творим, привязываясь к результату, в надежде, что наше творчество понравится и его оценят, жаждем славы и признания. Чаще же причиной является собственное критическое отношение к окружающим, язвительные замечания и сарказм в адрес других.
С другой стороны, позволяя неуважительное отношение к личному творчеству, сам художник, таким образом, демонстрирует собственную оценку своих творений. Очевидно, что в таких случаях, они не представляют для него никакой ценности, более того, они ему и самому не нравятся.
Не стоит забывать, что единственным, к чьему голосу нужно прислушиваться в первую очередь, это голос собственной совести. Каждый слышит этот голос, и он никогда не обманет. Бывает, что нашей душе не по вкусу наша деятельность, и мы это хорошо чувствуем, нам больно. Но, не желая следовать внутреннему зову и идя на поводу у своего Эго, мы заглушаем эту боль алкоголем, сигаретой, бывает, что и наркотиками. Мы чувствуем эту боль, когда берёмся за работу, которая по своей идее уже неприятна нашей душе и конфликтует с нашими принципами. Что уж и говорить о том, когда мы производим и продаём откровенный брак или вещи способствующие деградации.
Самую же сильную боль душе причиняют тщеславие и гордость, которые, возникают у человека, когда он приписывает авторство в своём творчестве исключительно самому себе. Забывая про то, что творчество, это в первую очередь деятельность самой души, забывая про многих учителей которых щедро посылала ему жизнь, и без чьей мудрости и помощи, он не стал бы тем, кем является сейчас.
Если же занимаясь творчеством, мы чувствуем прилив энергии и энтузиазм, вдохновение и радость от самого процесса деятельности, конечный продукт наших усилий, будь то хорошая картина, музыка, фильм или книга, произведение искусства в любой сфере, будет поднимать вибрации человека, обратит его к своему Духу, приобщит к прекрасному. А ведь это и есть величайшая цель искусства. Как сказал Р. Шуман: «Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника».